Главная > Велосипедные рамы: материалы, геометрия.

Велосипедные рамы: материалы, геометрия.

   При покупке велосипеда человеком, не связанным с велоспортом и слабо разбирающемся в велосипедах, первым возникает вопрос: Как велосипед может стоить 250-300 тыс. рублей!?  И чем он отличается от велосипеда за 10-15 тыс.? Для ответа на эти вопросы, необходимо разобраться из каких частей состоит велосипед и в чем между ними разница.

комплектация

1- покрышка; 2- обод; 3- седло; 4- подседельный штырь; 5- рама; 6- вынос; 7- руль; 8- тормозные ручки; 9- манетки (шифтеры); 10- передняя амортизационная вилка; 11- задний амортизатор; 12- тормозной калипер; 13- тормозной диск; 14- втулка; 15- задний переключатель; 16- кассета; 17- передний переключатель; 18- система (шатуны).

   Основными частями велосипеда являются: 1)рама; 2)амортизационная вилка; 3)навесное оборудование; 4)колеса (велсет).

В этой статье мы разберем тему велосипедных рам. Из каких материалов изготавливаются современные велосипедные рамы, как их красят и в чём заключаются основные особенности геометрии велосипедной рамы.

Подбирая себе велосипед в первый раз, или подыскивая замену старому «боевому коню», мы сталкиваемся с проблемой огромного выбора фирм и моделей. Как в таком разнообразии выбрать «тот самый» велосипед, который подойдет именно вам? Почему одни фирмы отличаются отличным накатом, а другие нет? Одним из основных критериев подбора велосипеда служит его рама, а конкретно, из какого материала, по каким технологиям и геометрии она сделана. Ключевыми характеристиками рамы являются её вес и жесткость (сопротивление изгибу).

К основным материалам, из которых производятся велосипедные рамы, относятся: стальные, алюминиевые и титановые сплавы, а так же карбон, ещё именуемый как углеволокно или композит.

Теперь подробнее о каждом из материалов.

Сталь Hi-Ten – самый недорогой, тяжелый и мягкий из видов материалов используемых на сегодняшний день в изготовлении велосипедных рам. Применяется как правило в детских и бюджетных моделях велосипедов. Плюс только один – цена, минусы – низкая сопротивляемость коррозии, большой вес и низкая жесткость.

Сталь Cro-Moly (CrMo) – хромомолибденовая высоколегированная сталь. Более прочная и чуть более легкая, чем Hi-Ten, обладает отличной энергоемкостью и стойкостью к ударам, благодаря этим свойствам применяется в рамах для дисциплин Dirt и BMX.

Алюминиевые сплавы 6061 и 7005, как правило, используются при производстве современных велосипедов прогулочного и спортивного уровня. Обладают низким весом, высокой жесткостью и сопротивляемостью коррозии. При производстве таких рам используются различные технологии позволяющие увеличить жесткость и снизить вес рамы. Основные это: баттинг – переменная толщина стенок трубы, в местах большего напряжения – толще, меньшего - тоньше (бывает двойной, тройной и четверной); гидроформинг – переменное сечение трубы (овальное, квадратное, треугольное и т.д.), позволяет лучше распределять нагрузки, действующие на раму. Сплав 6061 (магний-кремниевый) легче в обработке (баттинг и овальное сечение труб), но по характеристикам уступает сплаву 7005 (цинковый) по ключевым показателям на 10-20%. Как правило, модели базового и спортивного уровня делаются из сплава 6061, а гоночного, из более дорогого и жесткого 7005. При выборе рамы из алюминиевого сплава в первую очередь необходимо обратить внимание на геометрию и технологичность, а во вторую - на сплав.

Титановый сплав (Ti) – в настоящий момент используется крайне редко в силу своей дороговизны. Имеет низкий вес (сравнимый с карбоновыми рамами) высокую жесткость и коррозийную стойкость. Производится не большим количеством российских и иностранных фирм.

Карбон (углеволокно, композит) – технологичный, легкий и чрезвычайно жесткий материал. Состоит из переплетенных нитей углеродного волокна, расположенных в матрице из полимерных смол. Из карбона изготавливаются рамы для велосипедов высокого уровня, которые обладают низким весом, отлично гасят высокочастотные вибрации и, благодаря высокой жесткости, отлично катят в гору и легко разгоняются. Используются  в гонках на шоссе, велотреке, кросс-кантри. На сегодняшний день, практически все рамы изготавливаются по технологии monocoque (бесшовная литая рама). У этого материала есть лишь один минус – он не любит точечных ударов (например, боковиной рамы о бордюр или булыжник), в этом случае есть вероятность расслоения материала и, как следствие, снижение свойств рамы. Однако не стоит бояться, ведь даже при сильном падении, риск сломать карбоновую раму достаточно не большой. Карбон, так-же как и алюминиевые сплавы, бывает разный по качеству. Как правило, у многих производителей, применяются два вида карбона (подешевле и по дороже), разница сводится к количеству слоев углеродного волокна и соотношению волокон к ипоксидной смоле.

Так же несколько слов стоит сказать о покраске современных рам.

Классическое лакокрасочное покрытие применяется для покраски стальных и алюминиевых рам. Состоит из трех слоев, последовательно нанесенных на металлическую поверхность: грунт, краска, лак. Покрытие имеет глянцевый цвет. Такой тип окраски достаточно прочен, однако при ударе может откалываться кусками.

Анодированная покраска применяется для окрашивания рам из алюминиевого сплава. В результате химической обработки тонкий внешний слой метала, приобретает пористую структуру, внутрь которой проникает краска. При таком типе покраски рама приобретает матовый цвет. Анодированное покрытие весит меньше лакокрасочного и лучше удерживается на поверхности металла. При ударе на поверхности остаются лишь не большие царапины, однако, из-за отсутствия защитного лака, поцарапать такую поверхность очень легко.

Карбоновые рамы, как правило, не красят, а лишь иногда наносят слой лака, который защищает материал от негативного воздействия внешней среды и придает глянцевый блеск. На лаке могут появляться трещины, которые по незнанию, можно принять за трещины в раме.

 После того как вы определились с типом велосипеда и подобрали нужную вам ростовку (размер рамы), можно провести сравнение велосипедов по ключевым параметрам геометрии рамы. Это позволит вам без тэст-драйва, который порой не возможен при заказе в интернет магазине, максимально адекватно оценить такие важные параметры велосипеда как накатистось и управляемость. Правда, можно сравнивать только одинаковые или максимально близкие ростовки, иначе параметры велосипедов могут отличаться довольно сильно.

геометрия

А - длинна подсидельной трубы (ростовка), B - горизонталь верхней трубы (длинна рамы), C - высота рулевого стакана, D - база заднего колеса, E - угол наклона подсидельной трубы, F - угол наклона рулевого стакана, G - толщина подсидельной трубы (диаметр подсидельного штыря), К - колесная база, L - дорожный просвет, M - стэндовер.

 

Ключевыми параметрами геометрии рамы служат:

Длинна рамы и колесной базы (B, K)  – от этого зависит на сколько велосипед будет накатистым (часто говорят об удлинённой гоночной геометрии). Чем рама длинней, тем велосипед будет более накатистым, однако велосипед с более короткой рамой будет более манёвренным и легче управляться.

Угол наклона рулевого стакана (F) – больший угол наклона даст более точную управляемость, меньший угол - более плавную управляемость и увеличит длину колесной базы, а, следовательно, и накат.

База заднего колеса (D) – чем длиннее, тем лучше накат, чем короче, тем лучше управляемость.

Теперь, зная на какие параметры геометрии рамы обратить внимание, вы сможете более точно и грамотно сопоставить различные модели и брэнды.

В данной статье отражено мнение её автора, мастера спорта, Горбанёва Сергея, оно сугубо индивидуально и не является догматическим. Эта статья является интеллектуальной собственностью автора и сайта http://veloreal.ru . При цитировании ссылка на статью обязательна. 

Цена интернет-магазина может отличаться от цены розничного магазина.

Производители оставляют за собой право изменять комплектацию велосипеда, если это не ухудшает его технических характеристик.